Учим ребенка одеваться самостоятельно

Дети не остаются маленькими и беспомощными навсегда. Рано или поздно у малышей появляется стремление к самостоятельности, самое частое, что слышат родители — «я сам!». Задача мамы и папы в это время — помочь малышу, научить всем премудростям. Маленьким деткам часто бывает сложно одеваться самостоятельно, помощь взрослых в этом деле необходима.

Когда пора учить ребёнка одеваться и раздеваться

Каждый малыш индивидуален, поэтому нет единого возраста, когда сын или дочь обязаны самостоятельно надевать шапку, застёгивать молнию или снимать штаны. Первые навыки появляются у ребёнка ближе к году. В этом возрасте он может стянуть с себя шапку или носки. Многим детям больше нравится освобождать своё тело от одежды, поэтому раздеваться они учатся раньше, чем одеваться.

К полутора годам пальчики ребёнка уже справляются с застёгиванием липучек. А вот трогать кнопки пока не стоит: суставы (а точнее, лучезапястный сустав) пока не могут справиться с такой работой. К тому же не у всех ребят хватает сил на кнопки. В это же время ребёнок в состоянии снять с себя трусы, колготки, штаны, хотя надеть их обратно пока довольно сложно. В этот период нужно давать возможность одеться самостоятельно. Сначала малыш будет долго мучаться с надеванием штанов, но со временем это будет получаться всё лучше и лучше.

В два года ребёнок справляется с кнопками и молниями. Конечно, просто двигать бегунок вверх-вниз он может и раньше, но вставлять замок в проём малышу до двух лет сложно. В 2–2,5 года он должен овладеть навыками застёгивания пуговиц.

К трём годам ребёнок должен уметь снимать с себя расстёгнутые кофты, надевать и снимать штаны (без застёжек), носки, трусы, шапки, обувь без шнурков. К четырём годам важно научить его самостоятельно раздеваться, надевать на себя футболки и кофты, застёгивать липучки, кнопки, молнии. А вот торопиться с завязыванием шнурков не стоит: учите ребёнка тогда, когда в этом появляется нужна, в возрасте 4–6 лет.

Не забывайте, что к 3 годам в характере ребёнка появляется упрямство и нежелание что-либо делать. Именно поэтому основам самостоятельного одевания малыша нужно научить до этого возраста. Если трёхлетние дочь или сын привыкнут к тому, что родители собирают их, то будет очень сложно заставить детей делать это самостоятельно.

Почему желательно соблюдать именно эти временные рамки? Во-первых, если ребёнок одевается самостоятельно, то это сильно упрощает родителям жизнь. Первоклассник, не умеющий застегнуть себе куртку — то ещё испытание. Во-вторых, навыки одевания очень полезны для ребёнка:
  • при застёгивании пуговиц и кнопок развивается мелкая моторика;
  • развивается крупная моторика: малыш засовывает руки в рукава, а ноги — в штанины, держит равновесие, надевая носки и ботинки;
  • улучшается мышление, так как ребёнок запоминает, как правильно надевать вещи и в какой последовательности;
  • развивается речь, так как малыш учит названия и цвет одежды.

Какие трудности могут возникнуть

Одевание и раздевание — привычный процесс только для взрослых. У детей же может возникнуть много трудностей:
  • сложно запомнить последовательность одевания: сначала колготки, потом брюки, потом обувь;
  • пальчики не справляются с кнопками и молниями;
  • сложно определить переднюю и заднюю стороны у однотонных кофт, штанов;
  • сложно различить правые и левые носки, ботинки;
  • ребёнку непонятно, где лицевая сторона, а где изнанка;
  • одежду сложно надевать и снимать из-за фасона и ткани.

Задача родителей — помогать малышу и поддерживать его, а не злится из-за ошибок.

Подбираем правильную одежду

Чтобы обучение было эффективным, мама и папа должны купить правильную одежду:
  • липучки должны быть широкими и крепкими;
  • новые кнопки часто бывают тугими, поэтому обязательно разработайте их, прежде чем давать ребёнку. Они должны легко расстёгиваться и застёгиваться;
  • пуговицы на одежде должны быть крупными и круглыми, легко заходить в петлю. Фигурные пуговицы не подойдут, их сложно застегнуть;
  • выбирайте одежду с широкой молнией, которая не заедает, а легко застёгивается;
  • концы шнурков должны быть крепкими, пластмассовыми или металлическими. Особое внимание уделите длине — ни очень длинные, ни слишком короткие шнурки не подойдут малышу. Попробуйте завязать их сами, чтобы убедиться в удобстве;
  • кофты должны быть свободными, с широким горлом, чтобы малышу было комфортно их надевать;
  • на первое время выбирайте штаны с резинкой, без застёжек;
  • желательно, чтобы на одежде были рисунки, помогающие отличить заднюю сторону от передней. Если их нет, то самостоятельно нашейте небольшую красивую аппликацию;
  • выбирайте одежду из тканей, которые приятны телу, не «кусаются».

Самое главное — одежда должна нравиться самому ребёнку. Вряд ли он захочет надевать некрасивые свитера и брюки.

Учим детей одеваться

Обучение ребёнка вряд ли будет быстрым. Родители должны объяснять малышу всё, даже то, что для них кажется естественным и логичным. Нельзя просто сунуть ребёнку футболку и сказать: «Надевай!». Кроме того, не стоит начинать обучение неожиданно, постепенно готовьте своё чадо к этому.

В первую очередь, познакомьте ребёнка с миром одежды. Перед одеванием давайте ему в руки носочки, кофты и юбки, позволяйте рассматривать, изучать. У маленьких детей всё вызывает живой интерес, поэтому после таких простых манипуляций ребёнок сам захочет попробовать одеться.

Одевая ребёнка, мама и папа должны проговаривать все свои действия: «Сейчас мы просовываем одну ножку в штанину, а теперь другую, на голову мы надеваем шапочку». Это поможет ребёнку заранее усвоить порядок одевания, в будущем ему понадобится просто повторить то, что он уже запомнил. Кроме того, давайте малышу «опознавательные знаки» — рисунки, замочки, нашивки. Говорите, что при надевании футболки собачка должна находиться спереди, где животик.

Главный принцип обучения — от простого к сложному. На первом этапе нужно давать ребёнку попробовать сделать что-то самостоятельно. Когда малыш встаёт с горшка, не бегите тут же надевать ему штаны — пусть попытается сам. То же самое можно делать, приходя с прогулки: пусть ребёнок сам стягивает шапку, носки.

Справляемся с застёжками

Начать обучение можно с липучек — примерно в полтора года. Купите красивую обувь с этим видом застёжки и дайте ребёнку в руки. Покажите, как открывать и закрывать липучку — малышу наверняка понравится интересный звук. Позвольте ребёнку попробовать самому. После этого можно использовать обувь по назначению. Наденьте её на ноги малыша, но не застёгивайте — пусть малыш сделает это сам. После возвращения с прогулки просите его самостоятельно расстегнуть ботинки. Если на одежде ребёнка есть липучки, то укажите на них и ждите, чтобы он застегнул их.

В более старшем возрасте можно переходить к кнопкам, принцип такой же. Сначала покажите малышу, как пользуетесь ими, проговаривайте все действия: «Одной ручкой мы придерживает основание кнопки, а теперь прикладываем сверху вторую половину и прижимаем. Видишь, кнопка защёлкнулась. А чтобы расстегнуть её, просто потяни слои ткани в разные стороны». Не забывайте напоминать ребёнку, что сильно тянуть нельзя — одежда испортится.

С молниями на карманах ребёнок справляется довольно легко. Просто объясните ему, что нужно взять язычок и тянуть вправо или влево. Чтобы закрепить навык, перед прогулкой кладите что-то в карман сына или дочери, а потом просите достать это самостоятельно. А вот защёлкивать замок детям сложнее. Покажите отверстие в замке и объясните, что туда нужно вставить бегунок. Сначала делайте это сами: пусть малыш видит, как всё происходит, но сам только застёгивает или расстёгивает молнию. Через пару дней предложите ребёнку попробовать самостоятельно. Не забывайте приподнимать подбородок чада, чтобы он не сделал себе больно.

Застёгиваем пуговицы и завязываем шнурки

Застёгивать и расстёгивать пуговицы не так просто, как липучки, поэтому обучение, скорее всего, будет длиться дольше. Но его можно превратить в игру. Нашивайте пуговицы и делайте петельки на кусочках ярких тканей, игрушках (например, пусть уши зайца можно будет опустить и пристегнуть к телу или голове), деталях интерьера (шторах). Чем больше ребёнок будет практиковаться, тем быстрее научится. Важно подавать собственный пример — застёгивайте пуговицы на своей одежде при ребёнке, объясняйте: «Видишь, рядом с пуговицей есть дырочка. В неё нужно просунуть пуговицу, чтобы кофточка держалась». Позволяйте малышу застёгивать вашу одежду — дети любят быть помощниками.

А что делать со шнурками? У ребёнка вряд ли получиться сразу завязать их, так что начинать нужно с простого узелка. Дайте ребёнку шнурки, показывайте весь процесс: сначала накладываем верёвочки друг на друга, чтобы получился крестик, а потом продеваем один конец в дырочку. Слегка тянем за концы — ура! У нас получился узелок. Когда вы учите ребёнка завязывать бантик, то сначала самостоятельно складывайте концы шнурков вдвое, а ребёнка просите повторить то, что он делал с обычными верёвочками. Ближе к 4,5–5 годам предлагайте ребёнка сделать всё самостоятельно.

Чтобы малышу было интереснее, делайте бантики для кукол, маминых платьев. Подойдёт и игра в пиратов с завязыванием морских узлов.

Учим обуваться

Дети довольно рано начинают самостоятельно снимать обувь. Если малыш также пытается надеть мамины туфли или папины ботинки, то не надо препятствовать этому. Стоит только следить, чтобы ребёнок не упал.

В возрасте двух лет можно начинать целенаправленное обучение. Используйте простую обувь без застёжек. Первое время ребёнку будет удобнее сидеть на полу, чем на стуле. Объясните, что нужно придерживать язычок, осторожно засовывать ногу в ботинок, подтягивать пяточку на себя, чтобы ножка плотно сидела в обуви. Дети часто путают правую и левую ногу, поэтому пришейте (или приклейте) на внутренние части ботинок картинки с человечками или животными, объяснив, что это друзья, которые любят быть рядом. Кроме того, можно пришить разные картинки на разные ботинки.

Надеваем штаны и колготки

Обычно детям не очень трудно надевать штаны. Пусть ребёнок сядет на пол и осторожно просунет одну ножку в штанину, потом другую. Лишь когда обе ступни выйдут из ткани, можно вставать.

С колготками может быть немного труднее. Нужно объяснить правильную последовательность: собираем ткань гармошкой, надеваем гармошку на ступню, раскатываем дальше по ноге. Можно начать с гольфов: на их примере ребёнок поймёт принцип.

Чтобы малыш правильно надевал носки и колготки, объясните, что его пяточка и носочек хотят дружить с пяточкой и носочком предмета одежды. Они должны быть как можно ближе друг и другу. Для обучения выбирайте колготки и носки чуть большего размера — так ребёнку проще.

Надеваем куртки и кофты

Надевание кофты — сложная задача для многих детей, но тут поможет простая игра «шиворот-навыворот». Ребёнок кладёт кофту на спину, горловиной к себе, после чего просовывает руки в рукава. Когда малыш подтянет кофту к груди, то она окажется вверх тормашками, что повеселит ребёнка. Но стоит просунуть голову в горловину, и всё сразу встанет на свои места. Такое чудо привлекает детей.

Многие малыши боятся просовывать голову в горловину. В первую очередь объясните ребёнку, что нужно лезть не лицом, а макушкой, тогда всё будет хорошо. Кроме того, учиться стоит перед зеркалом. Пусть малыш взглянет в этот «туннель» и убедится, что оттуда есть выход. Потом с помощью родителей он просовывает голову в отверстие — и сразу же видит своё отражение. В первое время выбирайте наряды с очень широким горлом.

Надевать кофты с замками и куртки обычно легче. Чтобы малыш мог попасть рукой в рукав, сначала накидывайте на голову капюшон. В остальном же нужна просто практика.

Советы для мам и пап

Чтобы процесс обучения был простым и эффективным, соблюдайте несколько правил:
  • не нужно резко приучать ребёнка к самостоятельности. Сначала помогайте малышу во всём, а затем постепенно уменьшайте своё участие;
  • поощряйте самостоятельные эксперименты ребёнка, не отбирайте у него одежду;
  • чтобы процесс был более весёлым, придумывайте игры, забавные стишки и сравнения. Пусть штанины станут туннелями для поезда, а ботинок — норкой для животных;
  • начинайте обучение с конца. Например, сначала надевайте на ребёнка штаны, чтобы ему осталось только натянуть их на попу. Когда малыш научится этому, просите его самостоятельно вставить ноги в штанины. Таким образом ребёнок сохранит положительный настрой во время всего обучения;
  • не торопите ребёнка, позволяйте одеваться медленно и с трудом, но самостоятельно. Именно поэтому не стоит начинать обучение за 5 минут до выхода на работу, лучше выберите свободное время;
  • не злитесь, если у малыша что-то не выходит, а поддерживайте его: «У тебя уже почти получилось, осталось только просунуть голову, и свитер надет!» Положительные эмоции во время обучения очень важны, поэтому хвалите за каждое достижение;
  • не забывайте, что ребёнок должен много раз повторить что-то, прежде чем он сможет делать это без труда;
  • чтобы ребёнок запоминал последовательность одевания, делайте специальные плакаты и схемы. Можно раскладывать вещи в нужной последовательности на стульчике;
  • если ребёнок ленится одеваться самостоятельно, поделите работу поровну: пусть половину вещей наденет родитель, а другую половину — малыш;
  • не ругайте ребёнка, если он не хочет одеваться, а превратите это в игру. «Забудьте», как правильно одевать ребёнка или скажите, что носочки не хотят идти к вам в руки, а ждут вашего сына или дочь.

Воспитание маленького человека — сложная задача. Родителям придётся потратить много сил и времени, чтобы вырастить из своего чада самостоятельного члена общества. Далеко не все дети с первого раза могут застегнуть молнию или снять штанишки — главное, не ругать их, а помогать и поддерживать.

Акции в детских магазинах:

до -90% на игрушки посмотреть товары