Развитие ребенка от 0 до 1 года

Развитие ребенка в первый год жизни - это основа всего. В это время закладывается «фундамент» здоровья малыша. Каким вы его заложите, так он и будет развиваться. По первому году жизни можно многое сказать о состоянии ребенка. Важно не упустить ничего, обращать внимание на всё, что вас беспокоит.

Первое, на что хочется обратить внимание родителей, это то, что физическое развитие тесно связано с мыслительными процессами. То есть давая ребенку правильную физическую нагрузку мы развиваем его интеллект.

Итак, разбираем по месяцам развитие малыша.
  • Первый месяц считается адаптационным периодом. В это время перестраивается организм ребенка, на это требуется много времени и сил. Поэтому малыш в основном ест и спит. Особенно это касается недоношенных детей, они в это время вообще еще должны были находиться в утробе матери, поэтому им особенно тяжело перестроиться.
  • К двум месяцам активность ребенка значительно увеличивается. Малыш спит уже заметно меньше и начинает бодрствовать днем. Его следует уже чаще выкладывать на животик, чтоб он учился лучше держать головку. Кроме того, многие малыши в 2 месяца уже начинают переворачиваться с бока на спинку. И они уже способны удерживать пару минут головку в вертикальном положении. Малыш уже следит за перемещающимися предметами, за лицом мамы и поворачивает голову в сторону интересующего его звука.

    Обязательно обращайте внимание на "комплекс оживления" (активные движения ручек и ножек, гуление, демонстрация радости, улыбка на присутствие или голос родного человека), он как раз начинается в возрасте двух месяцев.
  • К трём месяцам, как правило, у многих малышей налаживается режим, организм адаптируется, животик перестает уже остро реагировать на пищу и коликов становится меньше. В это время малыш уже умеет криком или плачем выражать своё недовольство и требовать внимание. Ребенок уже уверенно держит голову, лёжа на животе опирается на предплечья, сосёт свои ручки и пальчики, перекатывается со спины на бок, хватает и удерживает в руках игрушку, тянет её в рот. Налаживается "глазной и эмоциональный" контакт с близкими, малыш может петь и гулить уже определённое время. Фиксирует взгляд и узнаёт лица близких.

    На что нужно обратить внимание к концу третьего месяца? Если у ребенка сохраняется тонус, если имеет место синюшность или тремор подбородка, ручек или ножек, если малыш никак эмоционально не реагирует на близких или закатывает истерики - всё это может быть причинами неврологических нарушений. С любыми подозрениями обратитесь к своему лечащему педиатру или неврологу.
  • К четырём месяцам ребенок учится координировать движения своих ручек. Брать то, что видят глазки. Ручки, а иногда даже и ножки становятся любимыми игрушками малыша. Начинается активное слюноотделение, а у некоторых деток к этому времени уже могут начать появляться первые зубки. С помощью взрослого малыш уже может переворачиваться. Продолжается период "гуления и воркования", смех и визг от восторга, начинаются закладки первых слогов. Кроме того, малыш уже реагирует на своё имя.
  • К концу пятого месяца начинается период активных движений. Малыш всё больше и больше хочет постигать мир и всё, что его окружает. Хочет пощупать, потрогать и попробовать на вкус. В этот период может начать перестраиваться режим кормления и сна. Что же касается физического развития, то именно сейчас необходимо начинать учить малыша ползать. Самое лучшее - это выкладывать его на пол, на специальный коврик. Класть перед ним цель и помогать ему отталкиваться. Не забывайте, что правильное гармоничное ползание активизирует работу головного мозга. Многие родители в это время пытаются усадить малыша, думая, что он уже достаточно окреп и созрел. Обкладывают его подушками, чтоб не упал. Так делать нельзя! Поверьте, когда ваш малыш достаточно окрепнет, он сядет сам. А пока этого не произошло, самое лучшее, что вы можете сделать, это помочь ему делать зарядку, массаж и избегать перекармливания. Лишний вес иногда может замедлять развитие.
  • Шесть месяцев - это период введения прикорма. Делать это надо правильно, исходя из индивидуальных особенностей организма. Если малыш склонен к аллергии, не торопитесь. Не вводите каждый день новое. Наблюдайте за реакцией организма. Начинать прикорм лучше всего с овощей. В это время многие малыши уже могут самостоятельно садиться, переворачиваться со спины на живот и обратно. Но если этого пока не произошло, не расстраивайтесь. Время еще есть, всё индивидуально. В речи появляются согласные буквы, начинается интонационное подражание взрослому. Сейчас нужно особенно внимательно следить за малышом, ведь он пытается всё засунуть в рот. Первый прикорм малыша с чего начинать?
  • Семь месяцев - это период взаимодействия, со всем, что окружает ваше чадо. Он уже многое понимает, вы и сами с каждым днём всё больше и больше в этом убеждаетесь. Активный лепет, песни, картинки, книжки, игрушки и многое другое - всё это сейчас занимает достаточное количество времени. Малыш стал больше и быстрее развиваться и уже не хочет по долгу спать днём.
  • К 8 месяцам у малышей появляется особая потребность в маме. Они начинают бояться, когда её нет рядом, могут бояться чужих людей. Расширяется диапазон эмоций: удовольствие, радость, восторг, удивление. Появляются первые слова, формируется "пинцетный захват".
  • В девять месяцев начинается активная речь. Малыш уже знает всех по именам, взглядом может показать где мама или папа. Сейчас уже ребенок должен точно научиться самостоятельно садиться. Учится понимать слово "нет" и выполнять такие простые инструкции как "дай".
  • К 10 месяцам двигательные навыки ребенка становятся всё лучше и лучше. Некоторые дети уже начинают ходить, кто-то активно ползает, ну а кто-то совмещает и то и другое. Развивается речь и порой формируется собственный язык, понятный только самым близким людям, начинается период звукоподражания, "ав-ав", "му-му".
  • В 11 месяцев малыш становится более самостоятельным. Он уже, как взрослый, может самостоятельно ходить, иногда с опорой или поддержкой. Здесь важно знать, что не нужно специально водить и тянуть за ручки, еще не умеющего ходить, малыша. Если вы хотите, чтобы он побыстрее встал, укрепляйте мышцы. Малыш учится первым сюжетно-ролевым играм, катать машинку, укладывать спать куклу и т. д. Кивает головой, показывает пальцем на желаемый предмет и с помощью других жестов и звуков уже может объяснить вам свои желания.
  • Вашей крохе уже годик. К году большинство детей с опорой или без уже могут ходить, могут приседать, активно играют с игрушками. Формируется речь, отдельные слоги переходят в слова, есть указательный жест, малыш может пережевывать пищу, может показывать животных и знает их. Умеет проявлять свои эмоции и понимает эмоции других. Кивает, играет в "ладушки", машет "пока" и много всего другого.

Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален и не стоит сравнивать развитие одного чада с другим. Если у вашего малыша что-то идет не "по графику", то, в первую очередь, нужно понять причины, а они бывают разные. В любом случае, самое лучшее, что вы можете сделать - это заниматься с ребенком. Прикладывать максимум усилий для его психического и физического развития. Проводите с ним больше времени, постоянно разговаривайте и проговаривайте свои действия, гуляйте больше на свежем воздухе, занимайтесь зарядкой, слушайте песни и читайте ему книжки, даже тогда, когда вам кажется, что он вас не слушает. А при каких-либо беспокойствах обращайтесь к своему лечащему педиатру или неврологу. Растите здоровыми!

Акции в детских магазинах:

до -90% на игрушки посмотреть товары