Трудности общения у детей

Ребенок приходит в мир взрослых и, находясь среди людей, знакомится с общепринятыми нормами поведения в обществе, учится взаимодействию, адаптируется в различных коллективах. Основы межличностного общения закладываются в раннем детстве, развиваются с возрастом и накладывают отпечаток на последующую жизнь. Поэтому крайне важно не только учить ребенка способам коммуникации, но и выявить возможные трудности и помочь малышу адаптироваться.

Детские проблемы

Первым местом общения ребенка является семья. Общая атмосфера и даже громкость разговоров воспринимаются естественно и проецируются на дальнейшее поведение. Оценка навыков коммуникации начинается с попадания ребенка в детскую среду. Чаще это прогулки во дворе.

Признаки трудностей общения у детей:

  • ребенок не подходит к сверстникам, предпочитает нахождение рядом с мамой и сторонится других детей;
  • малыш агрессивен, задирает окружающих детей, дерется;
  • играет в одиночестве, но демонстративным поведением, громкими звуками старается привлечь внимание;
  • отказывается от игр на площадке, тянет родителей в другие места.

Конечно, это не полный перечень проявлений сложностей, но ответственные родители обратят внимание на эти особенности и постараются разобраться. Отсутствие навыков общения способно не только осложнить жизнь в будущем, но и привести к проблемам со здоровьем.

Вероятные причины проблем

Сложности в межличностных отношениях обусловлены множеством причин и их сочетанием. Основные из них:
  1. Отношения в семье. Внутрисемейные коммуникации всегда являются основой для построения связей с другими людьми. Если дома ребенка слышат, реагируют на его настроение, подталкивают к новым знаниям и умениям, в детской среде эти принципы и будут основополагающими. Если мнение ребенка игнорируются, его не учат элементарным правилам поведения в обществе, подобные реакции будут переноситься на окружающих. Важно на самых ранних этапах приучать ребенка не перебивать собеседника, соблюдать гигиенические правила, не обижать других детей.
  2. Детская застенчивость. Причина этого качества – неуверенность в себе. Малыш не вступает в общую игру, стесняется заговорить со сверстником, смущается от малейшего проявления внимания.
  3. Интровертный тип высшей нервной деятельности. Таким людям вообще комфортно в одиночестве или минимальном близком окружении. Интроверты не нуждаются в коммуникациях и подтверждении своей значимости, они вполне самодостаточны, хотя их сложности в общении могут создавать проблемы.
Независимо от доминантных причин, осложняющих межличностное общение, любому человеку, а особенно ребенку требуется поддержка и помощь. Члены семьи могут оказать неоценимую услугу в этом процессе.

Помощь в адаптации

Для профилактики проблем с общением иногда требуются услуги психолога. В домашних условиях возможны следующие варианты помощи:
  1. Приучайте малыша к навыкам общения. Не повышайте голос, чаще используйте общепринятые вежливые слова в кругу семьи. Проявляйте уважение в отношениях между собой, в том числе и к ребенку, следите за собственным лексиконом.
  2. Мотивируйте малыша на спокойное разрешение конфликтов. Например, если друг взял любимую игрушку, обсудите с ребенком возможность расстаться на время с ней, радуясь за приятеля. Хвалите за проявленную дипломатичность и такт, обсуждайте собственные эмоции и контроль за ними.
  3. Расширяйте круг общения. Чем больше ситуаций переживает дошкольник в общении, тем способнее он становится в решении конфликтов в будущем.
  4. Для развития общительности моделируйте моменты, когда ребенку придется вступать в контакт с другими детьми. Поощряйте самостоятельность в разрешении спорных вопросов. Будьте примером в поведении.
Чем раньше ребенок усвоит основные принципы взаимоотношений с другими и научится контролировать свои эмоции, тем меньше рисков для возникновения психологических проблем в дальнейшей жизни и тем больше вероятность эмоционального здоровья.

Акции в детских магазинах:

до -90% на игрушки посмотреть товары